Россия
Россия
УДК 378 Высшее образование. Высшая школа. Подготовка научных кадров
ГРНТИ 14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
ОКСО 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
ОКСО 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям)
ОКСО 44.03.01 Педагогическое образование
ОКСО 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
ОКСО 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ОКСО 44.06.01 Образование и педагогические науки
ББК 74 Образование. Педагогическая наука
ТБК 36 Педагогика. Образование
ТБК 3603 Общая педагогика
ТБК 3606 Социальная педагогика
ТБК 3662 Педагогика высшей школы
BISAC EDU EDUCATION
Введение. Актуальные общественно-политические и социально-экономические процессы, происходящие сегодня в социальной сфере, создают вполне определенные предпосылки для совершения разного рода правонарушений несовершеннолетними. Зачастую это связано с недостаточным пониманием специалистами социальной сферы, в частности, сотрудниками органов внутренних дел, реальных социальных, психолого-педагогических, духовно-нравственных и иных проблем, с которыми сталкиваются несовершеннолетние. Специалисты констатируют, что данные проблемы стимулируют несовершеннолетних к усвоению асоциальных и антисоциальных моделей поведения с последующей реализацией данных моделей в своей деятельности. Вместе с тем очевидно и то, что недостающее внимание специалистов к данным проблемам обусловливается недостаточным уровнем профессиональной практико-ориентированной подготовки будущих специалистов социальной сферы на этапе их обучения в учреждениях профессионального образования. Целью статьи является описание успешного опыта профессиональной подготовки будущих инспекторов по делам несовершеннолетних в форме практики, которая, с одной стороны, ориентирована на приобретение и закрепление обучающимися профессиональных компетенций инспектора по делам несовершеннолетних, а с другой – является действующим инструментом конкретизированной работы по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних. В рамках настоящего исследования были использованы следующие методы: теоретические (междисциплинарный анализ научной литературы, сравнительно-сопоставительный анализ литературных и интернет-источников, документов, официальных сайтов образовательных организаций) и эмпирические (предметное изучение опыта организации практики в образовательных организациях высшего образования, включенное наблюдение в процессе реализации практик, экспертная оценка, беседа). Результаты исследования легли в основу методологически обоснованной концепции практики, разработанной, апробированной и внедренной в образовательный процесс Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя. Предложенная и реализующаяся по настоящее время в образовательном процессе высшей школы концепция практики показала свою эффективность и может быть применена в иных ведомственных образовательных организациях высшего образования с учетом специфики профессиональной подготовки сотрудников полиции. Расширяя предметное поле социально-гуманитарного знания, представленные в статье материалы могут послужить стимулом к дальнейшему научному осмыслению проблематики профессиональной подготовки и профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы, а также быть использованы при реализации практико-ориентированного подхода в системе высшего гуманитарного образования.
профессиональная подготовка, социальная сфера, практика, организация практической подготовки, профилактика девиантного поведения, несовершеннолетний, подразделение по делам несовершеннолетних
1. Анисимова, А. В. (2011). Сопровождение практики будущих специалистов социальной сферы в контексте информационного подхода. Педагогическое образование в России, 4, 54–59.
2. Богданович, Н. В., Делибалт, В. В., Чернушевич, В. А. (2015). Принципы организации практики в условиях сетевого взаимодействия (на примере разработки модуля «Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии»). Психология и право, 5 (4), 1–13. https://doi.org/10.17759/psylaw.2015050401
3. Бутиков, А. И. (2021). Пути совершенствования практического обучения в образовательных организациях МВД России. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 2 (90), 151–157. https://doi.org/10.35750/2071–8284-2021-2-151-157
4. Вербицкий, А. А. (2021). Принцип проблемности в системе контекстного образования. В VIII Махмутовские чтения. Интеграция региональной системы профессионального образования в европейское пространство: материалы международной научно-практической конференции (Елабуга, 27–28 сентября 2021 года, стр. 10–15). Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет.
5. Гейжан, Н. Ф. (2020). О преодолении противоречий теории и практики в образовательном процессе университетского образования В Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики: материалы всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 30 октября 2020 года, стр. 107–111). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации.
6. Дегтерев, В. А., Клюшина, А. Ф. (2010). Практика в системе подготовки специалистов социальной сферы. Педагогическое образование в России, 1, 85–91.
7. Душкин, А. С. (2012). Психологические аспекты повышения эффективности профилактической деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Прикладная юридическая психология, 2, 100–107.
8. Зыскина, М. А. (2012). Ознакомительная практика с элементами волонтерской деятельности как условие вхождения студента-первокурсника в профессию «социальная работа». Вестник социально-гуманитарного образования и науки, 2, 65–76.
9. Казанцева, Л. А., Калиниченко И.А. (2020). Инновационные принципы профессиональной подготовки и личностного развития студентов в высшей школе в условиях глобализации. Вестник экономической безопасности, 2, 333–336. https://doi.org/10.24411/2414–3995- 2020-10138
10. Калиниченко, И. А. (2017). Особенности практико-ориентированного подхода в образовательной деятельности Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя. Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности, 2, 13–15.
11. Калиниченко, И. А. (2018). Особенности практико-ориентированного подхода в обра- зовательной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. В Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы: материалы II международной конференции (Москва, 06–07 июня 2018 года, стр. 23–28). Москва: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя.
12. Калиниченко, И. А. (2019). От классического университета через учебно-научно- исследовательский университетский комплекс к метауниверситету: монография. Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Юнити-Дана».
13. Леванова, Е. А., Пушкарева, Т. В. (2011). Практико-ориентированный подход к профессиональной подготовке педагога. Перспективы науки, 10 (25), 296–298.
14. Никитская, Е. А. (2023). Основные педагогические компоненты профессиональной социализации и подготовки обучающихся образовательных организаций МВД России: предварительные результаты исследования. Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности, 1, 8–12.
15. Павлова, Л. А. (2016). Модель подготовки будущего учителя начальных классов на основе практико-ориентированного подхода. Сибирский педагогический журнал, 4, 95–102.
16. Савицкая, А. В. (2013). Практико-ориентированный подход в обучении: обзор зарубежной литературы и проблема реализации в вузе. Европейский журнал социальных наук, 4(32), 66–74.
17. Серых, А. Б., Пушкарева Т. В. (2013). Профессиональная подготовка социальных педагогов: требования и реалии. Перспективы науки, 3 (42), 198–201.
18. Склярова, Т. В. (2008). Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях: монография. Москва: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.
19. Сластенин, В. А. (2000). Сластенин: избранные труды: монография, Москва: Издательский дом «Магистр-Пресс».
20. Ульянова, И. В., Сердюк, Н. В., Евсеева, И. Г. и др. (2022). Научная школа «Педагогика смысложизненных ориентаций в системе подготовки кадров для органов внутренних дел России»: монография, Москва: Индивидуальный предприниматель Колупаева Елена Владимировна.
21. Янин, С. Ю. (2020). Концепция практической подготовки студентов по направлению «Социальная работа» в православном Свято-Тихоновском Гуманитарном универси- тете. Отечественный журнал социальной работы, 4(83), 100–105.
22. Nägel, L., Bleck, V., & Lipowsky, F. (2023). "Research findings and daily teaching practice are worlds apart" - Predictors and consequences of scepticism toward the relevance of scientific content for teaching practice. Teaching and Teacher Education, (121), 103911. https://doi.org/10.1016/j.tate.2022.103911
23. Super, D. E. (1957). Vocational development. New York: Harper and Row.
24. Winch, C. (2000). Education, work and social capital: towards a new conception of vocational education. London; New York.