Практика как важнейший компонент профессиональной подготовки будущих сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних на этапе обучения в высшей школе
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Актуальные общественно-политические и социально-экономические процессы, происходящие сегодня в социальной сфере, создают вполне определенные предпосылки для совершения разного рода правонарушений несовершеннолетними. Зачастую это связано с недостаточным пониманием специалистами социальной сферы, в частности, сотрудниками органов внутренних дел, реальных социальных, психолого-педагогических, духовно-нравственных и иных проблем, с которыми сталкиваются несовершеннолетние. Специалисты констатируют, что данные проблемы стимулируют несовершеннолетних к усвоению асоциальных и антисоциальных моделей поведения с последующей реализацией данных моделей в своей деятельности. Вместе с тем очевидно и то, что недостающее внимание специалистов к данным проблемам обусловливается недостаточным уровнем профессиональной практико-ориентированной подготовки будущих специалистов социальной сферы на этапе их обучения в учреждениях профессионального образования. Целью статьи является описание успешного опыта профессиональной подготовки будущих инспекторов по делам несовершеннолетних в форме практики, которая, с одной стороны, ориентирована на приобретение и закрепление обучающимися профессиональных компетенций инспектора по делам несовершеннолетних, а с другой – является действующим инструментом конкретизированной работы по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних. В рамках настоящего исследования были использованы следующие методы: теоретические (междисциплинарный анализ научной литературы, сравнительно-сопоставительный анализ литературных и интернет-источников, документов, официальных сайтов образовательных организаций) и эмпирические (предметное изучение опыта организации практики в образовательных организациях высшего образования, включенное наблюдение в процессе реализации практик, экспертная оценка, беседа). Результаты исследования легли в основу методологически обоснованной концепции практики, разработанной, апробированной и внедренной в образовательный процесс Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя. Предложенная и реализующаяся по настоящее время в образовательном процессе высшей школы концепция практики показала свою эффективность и может быть применена в иных ведомственных образовательных организациях высшего образования с учетом специфики профессиональной подготовки сотрудников полиции. Расширяя предметное поле социально-гуманитарного знания, представленные в статье материалы могут послужить стимулом к дальнейшему научному осмыслению проблематики профессиональной подготовки и профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы, а также быть использованы при реализации практико-ориентированного подхода в системе высшего гуманитарного образования.

Ключевые слова:
профессиональная подготовка, социальная сфера, практика, организация практической подготовки, профилактика девиантного поведения, несовершеннолетний, подразделение по делам несовершеннолетних
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Анисимова, А. В. (2011). Сопровождение практики будущих специалистов социальной сферы в контексте информационного подхода. Педагогическое образование в России, 4, 54–59.

2. Богданович, Н. В., Делибалт, В. В., Чернушевич, В. А. (2015). Принципы организации практики в условиях сетевого взаимодействия (на примере разработки модуля «Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии»). Психология и право, 5 (4), 1–13. https://doi.org/10.17759/psylaw.2015050401

3. Бутиков, А. И. (2021). Пути совершенствования практического обучения в образовательных организациях МВД России. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 2 (90), 151–157. https://doi.org/10.35750/2071–8284-2021-2-151-157

4. Вербицкий, А. А. (2021). Принцип проблемности в системе контекстного образования. В VIII Махмутовские чтения. Интеграция региональной системы профессионального образования в европейское пространство: материалы международной научно-практической конференции (Елабуга, 27–28 сентября 2021 года, стр. 10–15). Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет.

5. Гейжан, Н. Ф. (2020). О преодолении противоречий теории и практики в образовательном процессе университетского образования В Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики: материалы всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 30 октября 2020 года, стр. 107–111). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации.

6. Дегтерев, В. А., Клюшина, А. Ф. (2010). Практика в системе подготовки специалистов социальной сферы. Педагогическое образование в России, 1, 85–91.

7. Душкин, А. С. (2012). Психологические аспекты повышения эффективности профилактической деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Прикладная юридическая психология, 2, 100–107.

8. Зыскина, М. А. (2012). Ознакомительная практика с элементами волонтерской деятельности как условие вхождения студента-первокурсника в профессию «социальная работа». Вестник социально-гуманитарного образования и науки, 2, 65–76.

9. Казанцева, Л. А., Калиниченко И.А. (2020). Инновационные принципы профессиональной подготовки и личностного развития студентов в высшей школе в условиях глобализации. Вестник экономической безопасности, 2, 333–336. https://doi.org/10.24411/2414–3995- 2020-10138

10. Калиниченко, И. А. (2017). Особенности практико-ориентированного подхода в образовательной деятельности Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя. Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности, 2, 13–15.

11. Калиниченко, И. А. (2018). Особенности практико-ориентированного подхода в обра- зовательной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. В Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы: материалы II международной конференции (Москва, 06–07 июня 2018 года, стр. 23–28). Москва: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя.

12. Калиниченко, И. А. (2019). От классического университета через учебно-научно- исследовательский университетский комплекс к метауниверситету: монография. Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Юнити-Дана».

13. Леванова, Е. А., Пушкарева, Т. В. (2011). Практико-ориентированный подход к профессиональной подготовке педагога. Перспективы науки, 10 (25), 296–298.

14. Никитская, Е. А. (2023). Основные педагогические компоненты профессиональной социализации и подготовки обучающихся образовательных организаций МВД России: предварительные результаты исследования. Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности, 1, 8–12.

15. Павлова, Л. А. (2016). Модель подготовки будущего учителя начальных классов на основе практико-ориентированного подхода. Сибирский педагогический журнал, 4, 95–102.

16. Савицкая, А. В. (2013). Практико-ориентированный подход в обучении: обзор зарубежной литературы и проблема реализации в вузе. Европейский журнал социальных наук, 4(32), 66–74.

17. Серых, А. Б., Пушкарева Т. В. (2013). Профессиональная подготовка социальных педагогов: требования и реалии. Перспективы науки, 3 (42), 198–201.

18. Склярова, Т. В. (2008). Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях: монография. Москва: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.

19. Сластенин, В. А. (2000). Сластенин: избранные труды: монография, Москва: Издательский дом «Магистр-Пресс».

20. Ульянова, И. В., Сердюк, Н. В., Евсеева, И. Г. и др. (2022). Научная школа «Педагогика смысложизненных ориентаций в системе подготовки кадров для органов внутренних дел России»: монография, Москва: Индивидуальный предприниматель Колупаева Елена Владимировна.

21. Янин, С. Ю. (2020). Концепция практической подготовки студентов по направлению «Социальная работа» в православном Свято-Тихоновском Гуманитарном универси- тете. Отечественный журнал социальной работы, 4(83), 100–105.

22. Nägel, L., Bleck, V., & Lipowsky, F. (2023). "Research findings and daily teaching practice are worlds apart" - Predictors and consequences of scepticism toward the relevance of scientific content for teaching practice. Teaching and Teacher Education, (121), 103911. https://doi.org/10.1016/j.tate.2022.103911

23. Super, D. E. (1957). Vocational development. New York: Harper and Row.

24. Winch, C. (2000). Education, work and social capital: towards a new conception of vocational education. London; New York.


Войти или Создать
* Забыли пароль?