Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
Россия
УДК 159.9.072 Психологические исследования, опыты, эксперименты, тесты, измерения
Введение. Актуальность психологического исследования поликодовых текстов обосновывается отсутствием целостных научных представлений и активным использованием данных видов текстов в противоправных целях. Отмечается, что поликодовые тексты отличаются от монокодовых простотой восприятия, длительностью запечатления информации и влиянием на поведение. Отсутствие единого подхода к анализу поликодовых текстов затрудняет их судебно-экспертное исследование в случаях, если они применяются для распространения экстремистских идей. В статье обсуждается методология контент-анализа, основывающаяся на изучении психологических закономерностей восприятия его семантики. Вначале рассматривается структура поликодового текста, а затем – функциональная организация его элементов. Методы. Методами исследования выступают общенаучные методы познания, применяемые для анализа теоретических положений лингвистических и психологических методик контент-анализа поликодовых текстов, синтеза их содержания применительно к двум моделям анализа поликодового текста – логико-семантическому и послойному, а также метод обобщения, применяемый для извлечения основных результатов анализа и их последовательного изложения в заключительной части статьи. Результаты. Результатом исследования выступает описание двух методов контент-анализа поликодовых текстов, применимых для изучения их содержания на предмет противоправной направленности. Характеризуется каждый из описываемых методов анализа (логико-семантический и послойный), раскрывается его процедура и приводятся ограничения в использовании, формулируемые с учетом известных эмпирических сведений. В заключении рассматривается теоретическое и методическое развитие результатов, полученных в статье. Результаты применимы в теоретических исследованиях поликодовых текстов, а также в качестве теоретических оснований для разработки методик судебно-психологической экспертизы поликодовых текстов противоправной направленности.
судебно-психологическая экспертиза текста, контент-анализ, методология изучения поликодового текста, психология экстремизма, восприятие экстремистского текста
1. Бабикова, М. Р. (2021). Интернет-мемы как инструмент soft-power - технологии миромоделирования современной молодежи. Политическая лингвистика, 5 (89), 116–121. https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_05_13
2. Блинова, Е. Н., Щербакова, О. В. (2021). Когнитивные механизмы понимания вербальных и иконических текстов. Психологический журнал, 42 (1), 66–79. https://doi.org/10.31857/S020595920013333-2
3. Ворошилова, М. Б., Злоказов, К. В. (2017). Психолингвистические методы исследования креолизованного текста. Политическая наука, 2, 126–137.
4. Горбачева, А. В., Нестерова, Т. В., Осадчий, М. А. (2020). Об экспертной и неэкспертной интерпретации поликодовых текстов. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание, 19 (1), 102–114. https://doi.org/10.15688/jvol-su2.2020.1.9
5. Ейгер, Г. В., Юхт, В. Л. (1974). К построению типологии текстов. В Лингвистика текста: материалы науч. конф. при МГПИИЯ им. М. Тореза. (Ч. I., стр. 103–109). Москва.
6. Ильина, И. А. (2016). Восприятие поликодовых и монокодовых текстов в среде гипертекстового пространства. Социология и право, 4 (34), 66–75.
7. Лату, М. Н., Тагильцева, Ю. Р. (2022). Критерии оценки информационных материалов (контента) с учетом радикализирующего воздействия на ценностные и морально-нравственные установки молодежи. В Герценовские чтения: психологические исследования в образовании: материалы V Международной научно-практической конференции (25-26 октября 2022 г., Санкт-Петербург, стр. 229–238). https://doi. org/10.33910/herzenpsyconf-2022-5-29
8. Матвеев, М. О. (2022). Влияние вербальных и невербальных составляющих на восприятие креолизованного текста: монография. Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательско-торговый Дом «ПЕРСПЕКТИВА».
9. Сонин, А. Г. (2005). Экспериментальное исследование поликодовых текстов: основные направления. Вопросы языкознания, 6, 115–123.
10. Степанов, В. Н. (2010). Семиотические коды в рекламном тексте. Иностранные языки в высшей школе, 2 (13), 92–100.
11. Тагильцева, Ю. Р. (2012). Экстремистские материалы как инструмент информационно- психологической войны. Политическая лингвистика, 3 (41), 99–102.
12. Хохловская, О. Г., Грибкова, К. Е. (2021). Функционально-структурные особенности креолизованных (поликодовых) текстов как средство экземплификации экстремистского содержания. Вестник Челябинского государственного университета, 7 (453), 151–158. https://doi.org/10.47475/1994-2796-2021-10720
13. Breckner, R. (2007). Pictured bodies. A methodical photo analysis. INTER (Interaction, Interview, Interpretation), 4, 125–141.
14. Konecki, K. (2011). Visual grounded theory: A methodological outline and examples from empirical work. Revija Za Sociologiju, 41 (2), 131–160. https://doi.org/10.5613/rzs.41.2.1
15. Martinec, R., Salway, A. (2005). A system for image-text relations in new (and old) media. Visual Communication, 4 (3), 337–371.
16. Paivio, A. (2006). Dual coding theory and education. In: S. Neuman (Ed.), Pathways to Literacy Achievement for High Poverty Children. The University of Michigan School of Education. https://websites.umich.edu/~rdytolrn/pathwaysconference/presentations/paivio.pdf
17. Petrova, T. E., Riekhakaynen, E. I. (2019). Processing of Verbal and Non-verbal Patterns: An Eye- Tracking Study of Russian. In: XS. Yang, S. Sherratt, N. Dey, A. Joshi (Eds), Third International Congress on Information and Communication Technology. Advances in Intelligent Systems and Computing (vol. 797). Springer, Singapore. https://doi.org/10.1007/978-981-13-1165-9_24